§2. Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVШвв.

На главную страницу

СОДЕРЖАНИЕ:

О книге
Слово к читателю

1. ЗАСЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ
§1. Наш край в древности и в средневековье
§2. Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIIIвв.
§3. Освоение Самарского края в XVIII в.
§4. Изменения в составе населения в XIX - начале XX вв.

2. У ИСТОКОВ САМАРСКИХ ТОПОНИМОВ
Разновременность и разноязычность топонимов области
Мотивировка названий
Структура названий
Трансформация и смена названий

3. СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Реклама:

Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.

Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.

Перед "Казанским взятием"

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не  оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.

Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.

К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.
До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.

Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.

В начале ХVПв. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.

На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.

Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документаль­ных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.

Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.

В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.

Казачья вольница

В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России  и  Речи  Посполитой  начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.

Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.

Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.

"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.

Самара и её окрестности

Самарский городок, с начала своего строительства в 1586г., являлся поселением с преобладанием великорусского населения. Пути формирования его жителей были самыми различными. Подавляющее большинство горожан относилось к служилым людям местного гарнизона. Основу его составили стрельцы, переведенные из крепостей-городов Казанского края, в том числе и самой Казани. Присылаемые первоначально погодно, служилые люди постепенно оседали, обзаводились дворами, семьями и стали начальным коренным населением Самары.

Собственно городское или, как его тогда называли, посадское население Самары было невелико и в лучшие годы не превышало 1/5 всех жителей. Оно складывалось из самых различных компонентов. Прежде всего это были беглые или вольные люди, приходившие на Среднюю Волгу для заработков и постепенно оседавшие на посаде. Наибольший приток переселенцев давали уезды Казанского Поволжья, но отдельные жители приходили из Нижегородского Поволжья, центральных уездов страны.

Значительную группу (до 70 человек) среди служилых людей составляли, так называемые, "иноземцы" - выходцы из украинских и белорусских земель Речи Посполитой. Порой их называли еще "литвинами". Находясь в более привилегированном положе­нии, чем большая часть гарнизона, в ряде случаев получая за службу поместные земли, иноземцы смогли оказать определенное воздействие на формирование топонимии окрестностей Самары и Самарской Луки.

С окрестностями Самары теснейшим образом были связаны близлежащие кочевья ногайцев, а затем калмыков. Под городком устраивались места для особого торга с кочевниками.

И наконец, Самара являлась перевалочным пунктом не толь­ко на волжском торговом пути, но и на дорогах из Средней Азии и Яика. В городе существовал специальный "тезицкий двор" для среднеазиатских купцов, под городом - специальные заставы - таможни ( в Осинниках и т.д.), на сухопутных путях - уметы и караулы (Станишный умет, Уметной караул от Дубового буерака, Мочинский подъем).

Сам город со слободами в конце XVI - начале ХVШвв. занимал сравнительно небольшую территорию в междуречье Волги и Самары, однако хозяйственная деятельность его жителей распро­странялась на довольно обширную округу. К югу от городка в качестве промысловых и сенокосных угодий осваивалось Самарское урочище. Практически все топонимы этой территории русского происхождения.

В северном и восточном направлениях предпринимательская деятельность самарцев в XVII - начале XVIIIвв. распространялась на обширный район от устья Сока до устья Кинеля. Здесь, особенно вверх по Волге, горожане эксплуатировали угодья, которые еще раньше, до строительства Самары осваивали мордва и татары. Сведения об этом сохранились в документ

Самарская Лука 

Наиболее ранним районом  сельского расселения на территории Самарского Поволжья, сохранившим комплекс своих поселений до настоящего времени, являлась Самарская Лука. Излучина Волги, огибающая массив Жигулевских гор, создала на границе лесостепи и степи относительно безопасный, труднодоступный для внезапного набега кочевников, полуостров. В его межгорных долинах, на низменных плато появился ряд земледельческих и промысловых селений, в течение почти всего XVIIв. на сотни километров оторванных от основного ареала аграрного расселения России.

Складывание русского, мордовского и чувашского оседлого населения Луки происходило практически одновременно и началось, по всей видимости, в конце XVI - первой четверти XVIIвв. Наиболее ранние поселения - первые упоминания относятся к концу 1620-х гг. - возникли в юго-восточной части полуострова, в низменной подгорной его части, соседствующей через Волгу с Самарским городком.

оминировали здесь русские селения Рождествено, Подгоры-Ильинское, дд.Новокараульная (Новинки) и Выползова. Владевший этими землями самарский патриарший Спасо-Преображенский монастырь селил на них беглых и гулящих людей. Среди переселенцев подавляющее большинство вышло из уездов Среднего Поволжья - Алатырского, Арзамасского, Казанского, Тетюшского и других. Жители этих селений доминировали на данной территории, являлись основными её природопользователями.

Селения мордвы и чуваш занимали окраинные укромные места низменности, располагались на границе леса и степи, рядом с горами - дд.Шелехметь, Борковка, Торновая, Че(у,а)ракаевка и другие. По-видимому, ранее в эти места пришла мордва и заняла наиболее удобные земли в районе деревень Терновой, Шелехмети, Борковки (совр. с.Новинки). Причем, в отличие от более раннего периода, когда Лука осваивалась "наездом", поселения основывались мордвой-мокшей из Алатырского, Темниковского и других юго-западных уездов Среднего Поволжья. Чуваши выбирали более укромные, закрытые лесом и горами места (д.Че(а,у)ракаевка) или подселялись в уже существующие мордовские селения.

С начала 40-х гг. XVIв. на Самарской Луке появляются помещичьи селения - дд.Моркваши, Ширяев Буерак (Ширяево), Осиновый Буерак (Осиновка), несколько позднее Брусяна, Ермаково, Мордово, Кольцове. Их основывали, как правило, рядом с Волгой, в межгорных долинах, на низменных местах. Подавляющее большинство жителей составляли русские, беглые и гулящие из уездов Казанского и Нижегородского Поволжья. Местные помещики крайне редко переводили своих крестьян из других владений.

В середине - второй половине XVII столетия чувашские и мордовские переселенцы начали осваивать центральную часть Самарской Луки, территорию, которая для жителей Рожденственской волости находилась "за лесом". Преобладали в этой местности чуваши, основавшие деревни Аскула, Сосновый и Березовый Солонцы, Севрюкаево, Бахилово.

В XVII - начале XVIIIBB. среди населённых пунктов Луки количество селений, в которых жили представители коренных народов Среднего Поволжья, значительно превышало их современный состав. Уже в XVIII - Х1Хвв. исчезли дд.Ахтулина, Черакаевка, Чувашские Брусяны, "Мордвиная на Ключе", Ширяевские Вершины и целый ряд других. Документы, свидетельствующие о начальном периоде освоения Луки, позволяют сделать вывод о том, что её центральная часть и, особенно, овражные долины, выходящие к Волге, были буквально "облеплены" небольшими, каждое в несколько дворов, чувашскими и мордовскими поселениями.

В последней четверти XVII столетия вся пригодная для сельскохозяйственной деятельности территория Самарской Луки оказалась освоенной. Наступает аграрное перенаселение региона, начинается массовый отток населения на Урал, Дон, в селения Левобережья.

К началу XVIIIв. селения восточной подгорной части Самарской Луки настолько запустели, что местная администрация предприняла энергичные меры по массовому переселению в эти места крестьян из других уездов страны. Ярким примером такой политики явился перевод в 1706г. из Пензенского уезда из владений Г.И.Головкина около 700 лиц мужского пола на "свободные тягла" в селения Рождественской волости.

В первой трети XVIII столетия продолжался приток беглых на Самарскую Луку. Например, власти Троице-Сергиева монастыря обнаружили в самарском селе Винновке и близлежащих поселениях десятки семей беглых крестьян, живших ранее на землях приписного к метрополии алатырского монастыря.

В конце XVII - первой трети XVIIIвв. завершается период известной автономии Луки, когда её территория являлась единственным земледельческо-промысловым освоенным районом на территории Самарского края. Это обстоятельство предопределило характер дальнейшей колонизации региона.

Надеинское Усолье

Так в XVII-XVIIIвв. называлась территория занимающая западную часть большой Самарской Луки от Брусянского и Морквашинского оврагов до междуречья Усы и Тишерека. Центром, ядром освоения этой местности стали соляные источники у западной оконечности Жигулевских гор, за устьем р.Усы. Появление первых постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени, следует связывать с именем предприимчивого ярославского гостя Надеи Светешникова, основавшего в начале 1630-х гг. в этих местах крупное солеваренное производство.

Первопоселенцами Усольских слобод и хорошо укрепленного городка стали русские люди - гулящие, беглые, крепостные Светешникова. К середине XVIIв., при общем преобладании среди жителей Усолья переселенцев из Нижегородского и Казанского Поволжья, значительная часть населения, прежде всего из числа зависимых людей предпринимателя, была переведена из других солеваренных центров страны - Соли Камской, костромских Усолий и т.д.

Во второй половине XVII столетия новые владельцы Надеинского Усолья власти Савво-Сторожевского монастыря освоили практически всю территорию вотчины. Были устроены крупные русские поселения на переволоке между Волгой и Усой - Переволокская слобода, в восточной части владения - с.Же(и)гулевка. Подавляющее большинство жителей этих селений составляли либо беглые, либо переселенцы из Усольских слобод. В 1680-х -1690- х гг. приток беглых переселенцев уменьшился. Монастырские власти начали переводить на приволжские земли своих крепостных крестьян из центральных уездов страны, из вотчин в Тамбовском, Шацком и Других уездах.

Видимо, с конца 1650-х гг. на территории Усолья появились первые постоянные поселения чувашей. Первое из них - Старый Теплый Стан было основано неподалеку от Усольских слобод (с. Усолье), остальные - выходцами из него в районе современных с. Шигон (Новый Теплый Стан на Ногайском Броду) и Большая Рязань (Новый Теплый Стан у Брусянского Ключа). Мордва практически не участвовала в освоении Надеинского Усолья. Известен лишь единственный факт появления маленькой мор­довской деревушки в Яблоневом овраге.

В конце XVII - первой трети ХVIIIвв. система сельских поселений и этнический состав населения Надеинского Усолья приобрели свой завершенный, близкий к современному, облик.
Русскими, в основном беглыми переселенцами были основаны селения Комаровка, Левашовка, Валы, Большая Рязань, Александровка, Актуши. По всей видимости с.Б.Рязань (Брусяна) появилось вследствие перевода крестьян из Рязанского уезда, где у Савво-Сторожевского монастыря имелись крупные владения.

Отсутствуют сведения о дальнейшем чувашском заселении Надеинского Усолья, так как д.Тайдакова, единственная, появившаяся в это время, возникла вследствие переселения жителей из возникших ранее Старого и Нового (на Ногайском Броду) Теплых Станов.

Сызранское Правобережье

Поворотным пунктом в массовом освоении Сызранского Правобережья стало строительство в 1683г. Сызранской крепости и устройство в ключевых пунктах района системы военно-административных пунктов - слобод. В них - Печерской, Усинской, Подвалье, Жемковской, Суринской и других были поселены служилые люди - казаки, солдаты выборных полков, стрельцы, переведенные из укрепленных пунктов Симбирской и Корсунской линий.

Окончательное закрепление территории региона завершилось строительством в 1687г. Кашпирской крепости, защитившей южные подступы к Сызрани. Границы ареала постоянных поселений передвинулись дальше на юг, а Сызранское Поволжье постепенно становилось территорией массового распространения помещичьего и монастырского землевладения. Крупнейшими центрами освоения края стали селения, возникшие на монастырских землях. Население Новопречистенской слободы (с.Новодевичье), принадлежавшей московскому Новодевичьему монастырю, составляли как беглые и гулящие люди, так и крестьяне, переведенные из монастырских вотчин в центральных уездах страны. Еще более разительным примером массового переселения являются селения, возникшие на землях мо­сковского Вознесенского монастыря - с.Городище (Костычи), Кузмодемьянское (Старая Рачейка). Сюда, в течение нескольких лет было переведено более двухсот крестьянских семей из Владимирского и соседних с ним уездов. Вдоль правого берега Волги, начиная с села Новодевичьего и почти до Саратова, сложилась цепочка крупных промыслово-земледельческих селений: с.Сосновый Остров (Хвалынск) с округой Чудова монастыря, с.Терса (Вольск) с округой Новоспасского монастыря , население которых практически полностью составляли переведенцы из Ростовского, Верейского, других центральных уездов России.

Наиболее многочисленную группу среди селений, возникших в конце XVII - первой трети ХVIIIвв., составили деревни и села, принадлежавшие местным симбирским и сызранским помещикам. К ним следует отнести Ивашевку, Подъячевку, Репьевку, Заборовку, Троицкое, Богородское, Семионовку, Губину, Кушникову и другие. Как правило, небогатые владельцы либо приглашали на свои земли беглых из близлежащих уездов Среднего Поволжья, либо из собственных владений в тех же уездах переводили крестьян, либо на определенных условиях разрешали селиться на своих поместных землях служилым приборным людям. В большей степени переводом крепостных крестьян занимались привилегированные землевладельцы - Трубецкие, Троекуровы (дд.Трубетчино, Троекуровка).

Сызранское Правобережье, как и Симбирское, прежде всего стало территорией расселения мелко- и среднепоместных служилых людей и принадлежащих им крестьян, либо переведенных из близлежащих уездов Среднего Поволжья, либо беглых. Однако, в отличие от Симбирского Поволжья и Самарской Луки, здесь весьма редки были поселения чувашей и мордвы. Ни о каком массовом заселении региона представителями этих народов не может быть и речи. В рассматриваемый период можно говорить лишь о заселенной "служилыми татарами"(?) деревне Старый Тукшум, двух ясачных чувашских деревнях Малячкиной и Байдеряковой, да расположенной за с.Подвальем чувашской (?) д. Сенкиной. В общем массиве русских поселений эти деревни явно терялись, не играли сколько-нибудь существенной роли.
К концу первой трети XVIII столетия Сызранское Поволжье в основном было освоено, здесь сложилась сеть постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени и определявших характер и специфику данной территории.

Первые поселения Заволжья

Постоянное земледельческо-промысловое население в Самарском Левобережье появилось только на рубеже XVII - XVIIIвв. До этого времени мы имеем всего лишь разрозненные фрагментарные сведения об отдельных, как правило, сезонных предприятиях на данной территории - промысловых рыболовецких и охотничьих, по добыче серы. Строительство в середине XVII столетия Закамской (Старой) черты, западные рубежи которой в устье Черемшана примыкали к приграничью Самарского края, позволило вплотную приблизить ареал оседлых земледельческих, промысловых и военно-административных поселений к нашим территориям. Население Белого Яра и других крепостей, крестьяне дворцовой Черемшанской волости имели свои промысловые угодья на территории современного Ставропольского района.

По всей видимости, уже в самом начале XVIII в., задолго до строительства Новозакамской и Самарской (Оренбургской) линий, военно-политическая ситуация на территории Самарского Левобережья изменилась. Следствием этой перемены стало появление в первой трети XVIIIв. пока еще локальных, разрозненных, одиночных гнезд русского, чувашского и мордовского расселения.

В 1700г. к востоку от Самарской крепости на возвышенном правом берегу р.Самары был заложен укрепленный пригород Алексеевск, гарнизон которого составили русские служилые люди. В 1703г. началось строительство крупного промышленного комплекса на р.Сок, где было организовано несколько "заводов" для добычи серы. Для работы на "заводах" местная администрация переселила около пятисот крестьян из дворцовых селений, находившихся за укреплениями Закамской черты, построила и заселила служилыми людьми укрепленный городок Сергиевск, перевела квалифицированных рабочих из других промыслов страны.

Несмотря на опасность калмыцких нападений, начали осваиваться земли Левобережья, примыкающие прежде всего к Волге. В самом начале XVIIIв. под Царевым курганом в устье р.Сок появилось владельческое селение Царевщина (Царевокурганская слобода). Его первый владелец, касимовский царевич, поселил в этих местах своих русских крестьян из Пензенского и Касимовского уездов. Позднее, здесь же осели беглые из уездов Среднего Поволжья. Особенно активно действовали власти московского Новодевичьего монастыря. На доставшейся им в Левобережье местности к югу от устья Большого Черемшана они поселили целый ряд русских - Хрящевка и чувашских поселений - Чувашский Сускан, Чувашскую Бирлю и ряд других. Все попытки стариц внятно объяснить местным властям, откуда же пришло чувашское население, были неудачны. Скорее всего, монастырь принимал беглых переселенцев из уездов Среднего Поволжья. Русские крестьяне Хрящевки частью были переведены из с.Новодевичья, частью из монастырских вотчин в центре страны.

Есть основания предполагать, что часть чувашских, мордовских и татарских селений северных и северо-восточных районов Самарской области возникла уже в конце XVII - первой трети XVIII столетий, то есть до строительства Новозакамской оборонительной линии, однако сведения об этих населённых пунктах нуждаются в дополнительной проверке.