САМОЦВЕТНОЕ СЛОВО

 

 

На главную страницу

 

СОДЕРЖАНИЕ

О книге

С.   Кузменко.   Самоцветное   слово

 

ЗАВЕТНЫЕ МЕСТА

Каменный    Молодец.  Легенда

Сокол   и   Жигуль.    Легенда

Могила   хана.   Предание

А.   Коринфский.  На  месте  царского  шатра

Убежище Разина. Предание

По    горсти.    Предание

На   горе   Лепешка.   Легенда

А.   Ширяевец.   Клад

Е. Шаповалов.   Иван  да   Груня.   Сказ

Д. Садовников.    Полонянка

А. Ширяевец.    Месть

Б. Сиротин.   Каменная   Чаша

В. Балашов.   Утес   Шелудяк.   Предание

Е. Лазарев.   Жадный   барин.   Предание

А. Ламберов.   Петров   камень.   Предание

А. Коринфский.   Русалочья   заводь

 

ЗА ЗЕМЛЮ РОДНУЮ

Утесы   над   Волгой.   Легенда

А.   Коринфский.   Полонянкина  коса  

А.    Веселый.    Забава

Д.    Садовников.    Усолка

Н.   Телешов.   Живой   камень.   Легенда

 

ВОЛЖСКАЯ ВОЛЬНИЦА

Далеко,   далеко   степь   за   Волгу   ушла

Завет    Бориславы.    Предание

Вниз   по   матушке   по   Волге

Уж   вы,   горы,    горы   Жигулевские  

Е.   Шаповалов.    Манчиха.    Сказ

Ю.   Помозов.   Ермак   и   Епишка.   Сказ

 

СТЕПАН РАЗИН

А.   Пушкин.   Песни   о   Стеньке   Разине

А.   Кольцов.   Стенька   Разин

А.   Чапыгин.   Придет   то   времечко

А.   Ширяевец.   Песня   про   Стеньку  Разина

А.    Ширяевец.     Клич

А.  Ширяевец.    Утес  Разина

Ю. Помозов. Сабля Степана Разина  

Каменный   двор.    Предание

Зимовье    атамана.    Предание

Волшебный    платочек.    Предание

Взойди,   красно   солнышко.   Народная   песня

Д. Садовников.    Свадьба

Из-за    горной    сторонушки.    Народная   песня

Отрубленная   голова.   Предание

Горят,   горят  пожары.   Народная  песня

Стенькина    трубка.    Предание

Сокол.   Предание

Потайное    подземелье.    Легенда

Пещера.   Легенда

Н.   Степной.   Мирный   город

А.   Алтаев.   Алый   курган

А.   Навроцкий.   Утес   Стеньки   Разина

Дует   ветер   верховой.   Бурлацкая    песня

Дубинушка

Как   бурлак  стал  попом.   Чувашская   сказка

Пашем,   пашем   мы   в   глухую   ночь.   Народная песня

Трижды    повешенный.    Предание

Царская   бумага.   Предание

Булат   Пугачева.   Предание

В

 устном народном творчестве глубина чувства и свежесть мысли слиты воедино с покоряющей красо­той самоцветного слова. Вчитайтесь в творения народ­ной поэзии — они раздольны и широки, как сама Волга, богаты и величавы, как русская душа. С какою силой, с каким душевным проникновением воспел народ своих героев -  и сказочных, и реально суще­ствовавших! Потому что в них воплощены лучшие черты русского характера, потому что с их именами и подвигами подневольные связывали не только свои сокровенные надежды, но и будущее родной страны.

 

Создания народной поэзии — наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздейст­вия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории на­рода, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

 

Жемчуга достают со дна моря, самобытное слово— из глубин народной жизни. Среди собирателей жи­гулевских легенд, сказов, преданий и песен известны имена многих писателей и ученых. С усердием, до­стойным самых высоких похвал, потрудились на этой ниве Д. Н. Садовников, заслуженно названный певцом Волги, А. А. Коринфский, создавший книгу «Картины Поволжья», Н. А. Степной, автор «Сказок Волги», В. Г. Баренцев, собравший песни Самарского края...

 

По-разному подходили к делу искатели самоцвет­ного слова. Одни ограничивались тем, что записывали рассказы безвестных сказителей, этих ведунов народ­ной жизни. Другие по мотивам фольклора создавали песни и поэмы. Сочетание устного народного творчества с профессиональным мастерством нередко рож­дало настоящие литературные шедевры. Всем извест­ны песни «Утес Стеньки Разина» и «Свадьба» («Из-за острова на стрежень»). О них говорят не иначе как о народных. И это лучшая из похвал поэтам А. Навроц­кому и Д. Садовникову, которые написали песни.

 

С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, не­повторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного мало известны современ­ному читателю. Матери не рассказывают их детям, как обычно рассказывают народные сказки. Не услы­шишь их в школе, на уроке литературы. Нет их в сборниках для чтения. Лишь несколько легенд, пере­плавленных в песни, широко известны и часто испол­няются в народе. Остальные же покрылись или по­крываются пылью забвения. Сколько удивительно яр­ких легенд и преданий превратились в достояние архивов и музеев...

 

Настоящим изданием предпринята попытка собрать в одну книгу хоть малую часть легенд, сказов и пре­даний о Жигулях. Рядом с устными народными тво­рениями, с поэмами и сказами старых мастеров, пи­савших по мотивам фольклора, в сборнике «Жемчу­жины Жигулей» представлены и произведения со­временных писателей. Их привлекли темы далекой и близкой нашему сердцу истории родного края. Что же касается сюжетов, то они почерпнуты из того же источника — из устного творчества народа.

 

Большинство легенд, сказов, преданий, песен, на­печатанных в книге, относятся непосредственно к Жи­гулям. Здесь они родились, в них воспеты события, связанные с этими легендарными местами. Исключение составляют лишь немногие произведения. Упомя­нутая выше песня А. Навроцкого повествует об утесе Стеньки Разина, который расположен южнее Жигу­левских гор. Но вот что при этом удивительно: народ­ная молва гласит, что и утес Стеньки Разина нахо­дится здесь, в Жигулях. Недаром же некоторые ав­торы Молодецкий курган - одну из наиболее высо­ких вершин Жигулевской гряды — именуют утесом Стеньки Разина.

 

Не годы, а века прошли с тех пор, как слагались многие из легенд и преданий. Наш просвещенный чи­татель сам поймет и объяснит происхождение таких мотивов, которые сегодня, как говорят, режут ухо. Речь идет о религиозных, мистических веяниях, про­никших в некоторые предания и сказы. Кое-где дают себя знать давно и с полным основанием отвергнутые попытки представить волжскую вольницу как прояв­ление «разбойного разгула». Теперь нет надобности опровергать подобного рода измышления. У волжской вольницы, слившейся в единый поток со знамениты­ми в русской истории крестьянскими войнами, — глу­бокие социальные корни. Само по себе это движение народных масс явилось активным революционным протестом угнетенных против угнетателей. Верно по­ется об этом в русской народной песне:

Знать, в старинный тот век жизнь не радость была, Что бежал человек из родного села. Покидал отчий дом, расставался с женой и за Волгой искал только воли одной...

 

Да, были на то причины, чтоб события, происхо­дившие «в старинный тот век», глубоко запали в па­мять, в душу народа. И совсем не случайно те вос­стания, их вожди и сподвижники с такою теплотой и проникновением воспеты в песнях и легендах. Наш великий поэт А. С. Пушкин, проявлявший огромный интерес к народным восстаниям и к народному твор­честву, назвал Степана Разина «поэтическим лицом русской истории».

 

В книгу «Жемчужины Жигулей» вошли произве­дения о давних, дореволюционных временах. В наро­де сложено немало песен, легенд и преданий о гроз­ных и лучезарных днях революции, о великих свер­шениях на Волге в наше, советское время. И эти жем­чужины народного творчества ждут любовного изу­чения, собирания и публикации...

 

Люди умирают, а песни, сложенные ими, живут в веках. Предания и легенды, созданные народом, бес­смертны, как сам народ. В них - память сердца, в них — завет грядущим поколениям.

 

Степан Кузменко

Реклама: